Профилактика травматизма и гибели детей от внешних причин
Актуальность профилактики травматизма обусловлена как медицинским, так и социально-экономическим значением этой проблемы. Травмы, отравления и другие несчастные случаи представляют одну из основных угроз здоровью населения всех возрастов и наносят огромный ущерб обществу. Для детей от 5 до 20 лет травмы являются главной причиной смерти, а также боли, страданий и инвалидности, которые могут иметь последствия для физического, психологического и социального развития ребенка и изменить всю его последующую жизнь.
Ежегодно в мире от различных травм погибает 950 тысяч детей. Это означает, что каждый час гибнет 100, а ежедневно более 2000 детей. На неумышленные травмы приходится 90%. Кроме того, в результате несмертельных травм и других несчастных случаев десятки миллионов детей нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи и больничном уходе, а некоторые из них остаются с какой-либо из форм инвалидности, нередко с последствиями на всю жизнь. Травматизм – причина больших расходов ресурсов не только систем здравоохранения, но и всего общества.
Ежегодно в Республике Беларусь получают травмы более 750 тысяч жителей, из них около 150 тысяч или 20% – это дети в возрасте до 18 лет.
Младенцы начинают жить в мире, созданном для взрослых. Но! Они не маленькие взрослые. Из-за особенностей физического и умственного развития, степени зависимости, типа активности и поведения, риск получения детьми травм совершенно отличается от аналогичного риска взрослых. Более того, степень риска изменяется на каждом из этапов развития детей по мере их взросления.
Необходимо четко понимать, как конкретный этап развития ребенка влияет на возможность получения им травмы, и каковы потенциальные стратегии предотвращения травматизма.
В структуре детского травматизма на первое место выходят бытовые травмы -23,7%, затем уличные травмы -21,2%, спортивные травмы -10,6%, школьные травмы - 9,8%, прочие травмы – 5,7%, транспортные травмы – 4,5%.
Выделяют 5 опасных для ребенка вещей, о которых забывают родители.
Бытовая химия
- если вы убрали бутылку с моющим средством на верхнюю полку или закрыли в шкафчик, это не значит, что ребенок ее не найдет и не опрокинет на себя. Средство может попасть на нежную кожу ребенка, в глаза, в рот. Поэтому будет не лишним запирать такие вещи на ключ.
Игрушки не по возрасту и спортивный инвентарь
- особая опасность создается если в доме есть старший ребенок, который складывает пазлы, собирает конструктор и играет с игрушками, которые содержат мелкие детали. Полностью изолировать от опасных предметов младшего ребенка становится очень сложно. То же касается велосипедов, гантелей, скакалок и других спортивных снаряжений.
Дамские сумки
- придя с работы, сумку оставляют на стуле, комоде или на полу, а ведь внутри находится множество опасных для ребенка предметов. Маникюрные ножницы и пилки для ногтей, всякие мелочи и даже помада – все это оказавшись в руках у ребенка, может привести к печальным последствиям.
Растения в горшках
- мало того, что ребенок может разбросать землю по квартире, он может еще и попробовать на зуб листья домашних растений, которые часто бывают ядовитыми.
Еда для домашних животных
- пакет с собачьей едой и миски, из которых едят питомцы, обычно всегда ставят на полу – в открытом, доступном не только для животных месте, но и для малыша, который наверняка попытается попробовать их содержимое на вкус.
Ребенок – это начало… надежд, ожиданий и возможностей
Несчастные случаи могут произойти и дома и на улице, даже если рядом взрослые. Нельзя недооценивать возможности вашего ребенка – несчастье случайно может произойти за считанные секунды, поэтому необходимо постоянно находиться рядом с ребенком. Определите потенциально опасные объекты – острые углы, провода, мелкие предметы, которые могут вызвать удушье (пуговицы, монеты, бусы). Составьте контрольный список по безопасности детей и передайте его копию всем, кто ухаживает за Вашим ребенком.
Выделяют три основные причины несчастья: падения, отравления, ожоги.
- 1-3 месяц – падение, аспирация пищей, ожоги кожи – не оставлять на краю, укладывать на бок, вода не более 450;
- 4-й месяц – падение – не оставлять на любой возвышенности;
- 5-й месяц – ожоги – не оставлять посуду с горячим питьем, едой в радиусе досягаемости;
- 6-й месяц – падение с кровати – расстояние от матраса до верхнего края кровати не менее 53 см;
- 7-8 месяцев – аспирация инородными телами дыхательных путей – игрушки без мелких деталей, чистый пол, (убрать пуговицы, монеты, бусинки);
- 7-8 месяцев – ожоги, парезы, ушибы, отравления – не оставлять ребенка одного на кухне, всегда в пределах досягаемости; не оставлять предметы на краю, убрать скатерти, готовить пищу на задних горелках, убрать ножи, ножницы, вилки и другие острые предметы, спички, пепельницы, зажигалки, обязательно перекрывать газ, закрывать все острые углы на мебели, зафиксировать двери шкафов, окон, входную и балконную двери, уберите стулья, кресло, диваны от окон, отопительные батареи закройте решетками или мебелью;
- 8-9 месяцев – отравления – не оставляйте открытыми лекарственные, чистящие химические средства, хранение закрытыми, в недоступных для детей местах. Внимание!!! Токсичным для младенца может оказаться прием 1-2 взрослых таблеток. Особенно опасны лекарственные средства, понижающие давление, снотворные, противосудорожные;
- никогда не оставляйте ребенка одного дома, в ванной или в автомобиле, даже если ребенок спит;
- никогда не подпирайте бутылочку во время кормления;
- никогда не вешайте пустышку на ленту или веревочку вокруг шеи;
- никогда не оставляйте ребенка на приподнятой поверхности (кровать, диван, кресло, столик для переодевания);
- никогда не оставляйте ребенка наедине с животными.
Всегда внимательно наблюдайте за своим ребенком. Опуститесь на корточки и посмотрите на ваш дом глазами ребенка. Вы удивитесь, как много опасностей можно обнаружить. Это и мелкие предметы, закатившиеся под диван и оставленные на краю тумбочки ножницы, и свисающий шнур утюга. Все это представляет потенциальную угрозу для вашего малыша.
Безопасность в доме:
- электрические провода и растения должны быть вне досягаемости детей;
- на всех лестницах сверху и снизу установите специальные ворота для детей;
- закрывайте все электрические розетки крышками для розеток;
- все шкафы и ящики в которых находятся острые и хрупкие предметы, химикаты или лекарства, должны закрываться на замок;
- установите экраны вокруг горячих радиаторов, плит, парафиновых или комнатных нагревателей;
- покройте все углы и острые края мебели специальными угловыми протекторами.
Безопасность детской комнаты:
- используйте в детской кровати аккуратно подогнанный матрац, при подъеме боковых перил, фиксируйте их защелками;
- не засыпайте на одной кровати с ребенком;
- не пользуйтесь подушками для детей младше 12 месяцев;
- не пользуйтесь грелками;
- не кладите ребенка спать под прямыми лучами солнца, вблизи отопительных приборов и других источников тепла;
- перед засыпанием положите ребенка на спину или на бок;
- не кладите ребенка на водяную кровать, подушку или другую мягкую поверхность, которые могут при определенных обстоятельствах закрыть дыхательные пути ребенка.
Безопасность на кухне и в ванной:
- горячие напитки, еда, ножи и электрические приборы должны быть вне досягаемости для детей;
- во время приготовления пищи ручки кастрюль и сковородок держать вне зоны доступа детей;
- используйте ремни безопасности в стульчике для кормления детей;
- в течение первых 5 месяцев пользуйтесь детской ванночкой, в большой ванне пользуйтесь сиденьем для ванны;
- наливайте в ванну небольшое количество воды;
- никогда не оставляйте ребенка одного в ванне. Перед купанием приготовьте все необходимые вещи и уложите их в пределах досягаемости. Если вы что-то забыли, то не оставляйте малыша одного, укутайте его в полотенце и возьмите с собой в комнату.
Безопасность игрушек:
- храните маленькие предметы вне досягаемости ребенка. Если предметы проходят в отверстие в рулоне туалетной бумаги, значит они слишком маленькие для вашего ребенка;
- тщательно удалите упаковку, прежде чем дать игрушку ребенку;
- регулярно мойте игрушки;
- игрушки должны соответствовать возрасту вашего ребенка;
- следите, чтобы малыши не играли с игрушками старших братьев и сестер. Их игрушки могут быть опасны для детей младше 3-х летнего возраста;
- храните игрушки вдали от огня;
- музыкальные подвески для кровати должны быть установлены вне досягаемости ребенка. Их необходимо убрать, когда малыш начнет самостоятельно сидеть.
Детский травматизм может и должен быть предотвращен, благодаря организованным коллективным усилиям, а для этого требуется постоянная поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, выделение ресурсов, создание организационно-кадрового потенциала и формирование системы программных целей и принципов, к реализации которых необходимо привлечение многих заинтересованных партнеров.
РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! ПОМНИТЕ, СОБЛЮДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ТРАГЕДИИ!
Безопасность жизнедеятельности и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, а с другой стороны - преодоление факторов риска для здоровья.
Безопасность жизнедеятельности - основа здорового образа жизни
Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение уровня его общей культуры в области безопасности - одна из основных составляющих индивидуальной системы здорового образа жизни. Можно
утверждать, что здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучия в жизни.
Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и др.
Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей оказывается «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф рукотворные, а среди основных их причин встречаются разгильдяйство, беспечность и равнодушие.
Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности нельзя сводить только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.
Важно, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности стало приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.
Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшегося положения, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.
Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которое представляет как индивидуальную, так и общественную ценность.
Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и дела.
Что же следует понимать под общей культурой в области безопасности жизнедеятельности? Это:
- осознанное поведение в процессе повседневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- способность уметь с определенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту;
- способность правильно оценивать ход событий и, если есть возможность, избегать опасных ситуаций;
- способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут приводить к возникновению опасной или чрезвычайной ситуации;
- знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья;
- жизнедеятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.
Существенный фактор - подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях - основа снижения рисков жизнедеятельности людей.
Немалую роль в этом процессе играют индивидуально-психологические особенности личности, служащие условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределена и слабо изменяется под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и др. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.
Падение из окна — является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
• Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
• Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
• Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
• Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
• Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
• Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
• Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
• Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
• Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.
Вместе сохраним здоровье детей!
Памятка для родителей
по профилактике выпадения детей из окна
Уважаемые родители!
Наступает летний период многие родители забывают о том, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребёнка. Каждый год от падений с высоты гибнет огромное количество детей. Будьте бдительны!
• Никогда не держите окна открытыми, если дома ребёнок! Вам кажется, что Вы рядом, но секунда, на которую Вы отвлечетесь, может стать последней в жизни Вашего ребёнка!
• Никогда не используйте анти москитные сетки — дети опираются на них и выпадают вместе с ними наружу!
• Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра!
• Установите на окна блокираторы, чтобы ребёнок не мог самостоятельно открыть окно!
Падение из окна является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.
Наличие в доме кондиционера — закономерно снижает риск выпадения из окна, однако помните, что в доме, где есть ребёнок, НЕПРЕМЕННО должны стоять хотя бы фиксаторы — это минимальная защита, так как ребенок может открыть окно и сам. Как защитить ребёнка от падения из окна?
ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!
• Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. Не оставляйте маленьких детей одних.
• Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребёнок не мог залезть на подоконник.
• НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений!
• Напротив — москитная сетка способствует трагедии, ибо ребёнок чувствует себя за ней в безопасности и опирается, как на окно, так и на неё. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками.
• По возможности, открывайте окна сверху, а не снизу.
• Ставьте на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребёнку открыть окно более чем на несколько дюймов.
• Защитите окна, вставив оконные решетки. Решётки защитят детей от падения из открытых окон.
Если вы что-то показываете ребёнку из окна — всегда крепко фиксируйте его, будьте готовы к резким движениям малыша, держите ладони сухими, не держите ребёнка за одежду. Вы можете обратиться в специальные фирмы, занимающиеся их монтажом и выбрать наиболее подходящие вашему типу окон.
• Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете просто открутить отверткой болты, крепящие рукоятки и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.
Обратите внимание:
* Если вы устанавливаете решётку на весь размер окна, должен быть способ быстро открыть ее в случае пожара! (Это особенно необходимо, когда специалисты МЧС вынимают людей из горящего дома лестницами, батутами, или когда спастись можно только крайней мерой — незащищённым прыжком из окна) Решётка должна открываться на навесках и запираться навесным замком. Ключ вешается высоко от пола, около самого окна, на гвоздике, так, чтобы подросток и взрослый смогли быстро открыть окно за 30-60 секунд при острой необходимости. Не заваривайте решётками окна наглухо, это может стоить вам жизни даже на первом этаже!
* При любом типе решёток — просвет между прутьями не должен быть более половины поперечного размера головы ребёнка (не более 10 см). Если ребёнок может просунуть голову между прутьями — нет ни малейшего толку от такой решётки!
* Устанавливать фиксаторы, решётки — должны только профессионалы! Не экономьте на безопасности своих детей! Обращайтесь только к надёжным фирмам, дающим долгую гарантию. В этом году в Иванове ребёнок выпал вместе с новеньким, недавно установленным стеклопакетом, просто постучав по нему кулачками!
Поиск устройств, способных защитить пластиковое окно от попыток детей его открыть, начинается, как правило, после того, как мама застает своего ребёнка стоящего на подоконнике у открытого окна.
Безопасность детей дома. Как сделать безопасные окна для детей?
Многие родители пытаются самостоятельно изобретать способы и устройства защиты окон от детей. Всем известен простой способ защиты от открытия окна ребёнком, открутив ручку и положив её повыше.
Вместе сохраним здоровье детей!
Памятка для родителей
по профилактике выпадения детей из окна
Уважаемые родители!
Ежегодно регистрируются случаи гибели детей при выпадении из окна! Как правило, во всех случаях падения дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки различные предметы мебели, и, опираясь на противомоскитную сетку, выпадали из окна вместе с ней. При этом подавляющее большинство падений происходили из-за недостатка контроля взрослыми за поведением детей, рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствие на окнах блокираторов или оконных ручек-замков, неправильной расстановкой мебели, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники, и наличие москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна.
Рекомендации родителям «Угроза выпадения ребенка из окна»
• Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить её навсегда.
• Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна – дети любят опираться на них, воспринимая как надёжную опору, а потом выпадают вместе с ними наружу.
• Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.
• Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребёнок не взобрался на подоконник и не упал вниз.
• Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
• Не следует класть вещи в беспорядке в процессе уборки возле балконных или межкомнатных остеклённых дверей, так как ребёнок может споткнуться и нанести себе травму.
• Преподавать детям уроки безопасности. Учить старших детей присматривать за младшими.
• Тщательно подобрать аксессуары на окна для детской комнаты. В частности, средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться и спровоцировать удушье.
• Посадить под окнами зелёные насаждения, особенно, если вы живёте в частном доме, которые смогут смягчить приземление в случае выпадения ребёнка из окна.
• Установить на окна блокираторы или оконные ручки-замки с ключом препятствующие открытию окна ребёнком самостоятельно.
Но всё же, уважаемые родители, гораздо спокойнее и безопаснее, по возможности, не оставлять маленького ребёнка одного, а брать с собой.
В крайнем случае, кооперироваться со знакомыми, родственниками и оставлять ребёнка у них или приглашать «свободных» родственников к себе, чтобы они посидели с ребёнком. Конечно, от всего не застрахуешься, но сделать то, что в наших силах, чтобы обезопасить ребёнка, мы обязаны.
"Осторожно,тонкий лед!"
Дата: сегодня в 10:14, Обновлено сегодня в 10:27
Автор: Миненко М. С.
Правила поведения на льду :
-
Не выходите на тонкий не окрепший лед.
-
Не собирайтесь группами на отдельных участках льда.
-
Не приближайтесь к промоинам, трещинам, прорубям на льду.
-
Не скатывайтесь на санках, лыжах с крутых берегов на тонкий лед.
-
Не переходите водоем по льду в запрещенных местах.
-
Не выходите на лед в темное время суток и при плохой видимости.
-
Не выезжайте на лед на мотоциклах, автомобилях вне переправ.
-
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:
-
Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 см в пресной воде и 15 см в соленой.
-
В устьях рек и протоках прочность льда ослаблена.
-
Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а так же в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов, камыша.
-
Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
-
Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, белого – прочность его в 2 раза меньше, матово белый или с желтоватым оттенком - ненадежен.
ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА
Что делать, если вы провалились в холодную воду:
-
Не паникуйте, не делайте резких движений, сохраните дыхание.
-
Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение.
-
Зовите на помощь: «Тону!»
-
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед. Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите в ту сторону, откуда пришли, ведь здесь лед уже проверен на прочность.
-
Не останавливаясь идите к ближайшему жилью, выжать одежду и отдохнуть можно только в тёплом помещении.
Если нужна ваша помощь:
-
Попросите кого-нибудь вызвать «скорую помощь» и спасателей или сами вызовите их по сотовому телефону «112».
-
Вооружитесь любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.
-
Ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно передвигайтесь к полынье. Остановитесь в нескольких метрах от находящегося в воде человека и бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку, лыжу или шест.
-
Осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе с ним ползком выбирайтесь из опасной зоны.
-
Доставьте пострадавшего в теплое место.
-
Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи ), напоите горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь – в подобных случаях это может привести к летальному исходу.
-
Вызовите скорую медицинскую помощь.
ЕДИНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ «101», СОТОВЫЙ ОПЕРАТОР «112»
Памятка для детей и родителей
СТОП!
Водоем –опасная зона!
Уважаемые родители!
Тысячи детей с нетерпением ждут начала зимы и становления льда на реках, озерах и других водоемах. Самые нетерпеливые из них выбираются на неокрепший лед, подвергая свою жизнь и здоровье серьезной опасности. Важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замерзшие водоемы.
Первый лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
Критерии тонкого льда:
-Цвет льда молочно-мутный, серый лед, обычно ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания.
-Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова).
-Лед более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий.
-Лед в нижнем бьефе плотины, где даже в сильные морозы кратковременные пропуски воды из водохранилища способны истончить лед и образовать в нем опасные промоины.
-В местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения.
Правила поведения:
1. Необходимо помнить, что выходить на первый лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
2. Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.
3. Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее. Бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда более 10 см, а под снегом - 3 см.
4. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
5. Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
6. Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.
7. Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого пешню или палку. Во время движения пешней (палкой) ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.
8. Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.
9. Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом -неокрепший лед.
10. Лыжная трасса, если она проходит по льду, должна быть обозначена вешками (флажками).
11. Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.
12. Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.
13. И САМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО! Самым действенным способом предупреждения детской гибели на льду является постоянный контроль со стороны родителей, ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра взрослых вблизи водоема даже на короткое время.
Оказание помощи провалившемуся под лед. Изучите сами и обучите своих детей.
Самоспасение:
1. Не поддавайтесь панике! Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
2. Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду, обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
3. Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.
4. Зовите на помощь!
5. Удерживая себя на поверхности воды, старайтесь затрачивать на это минимум физических усилий.
6. Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным даже 75%, приходится на ее долю.
7. Плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, на преодоление которого потребует незначительное количество времени.
8. Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.
Если вы оказываете помощь:
1. Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
2. Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
3. За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство. Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.
Первая помощь при утоплении:
1. Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
2. Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза, очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов — добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
3. При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
4. Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Отогревание пострадавшего:
1. Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.
2. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, в подмышки.
3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к «сердцевине» тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры.
Будьте осторожны!
Берегите себя и своих детей!
Не теряйте бдительность!